8 и 9 декабря 2016 года в Пермском государственном институте культуры прошла Краевая научно-практическая конференция «Дополнительное образование: региональный опыт, открытая перспектива». Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Пермского края, Министерство культуры Пермского края, Пермский государственный институт культуры, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Краевой центр художественного образования «Росток». Участниками конференции стали 242 педагогических работника основного и дополнительного образования из 107 образовательных организаций и 36 территорий Пермского края, в том числе представители высшей школы.
Во время работы конференции состоялось обсуждение актуальных проблем дополнительного образования на секциях: «Методическое обеспечение образовательного процесса: инновационные форматы методической работы», «Формирование развивающей среды для учащихся с ОВЗ в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы», «Инклюзивные практики в художественном образовании детей», «Творческие проекты в образовательной практике: управленческий, содержательный и воспитательный аспекты». «Творческая активность педагогов, детей и родителей как условие достижения нового качества дополнительного образования».
В рамках работы конференции был организован Круглый стол «Образование без границ». Возможности дополнительного образования – детям с ОВЗ», в котором приняли участие не только руководители и педагогические работники учреждений дополнительного образования, но и представители общественных организаций, работающие с особыми категориями детей.
- На пленарном заседании были подняты такие важные вопросы, как
- Актуальные направления развития дополнительного образования
- Основные тенденции развития художественного образования в Пермском крае
- Творчество молодых в инклюзивном пространстве
- О развитии региональной системы дополнительного образования для детей с ОВЗ, детей – инвалидов
- Создание специальных условий дополнительного образования детей с ОВЗ
- Дополнительное образование как ресурс развития инклюзивных практик
Заслушав и обсудив доклады и сообщения выступающих, обобщив итоги пленарного заседания и круглого стола, участники конференции отметили возрастающую роль дополнительного образования как ресурса развития личности , в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В то же время, докладчики, слушатели и модераторы секций отметили и нерешенные проблемы. Так, руководители образовательных организаций и педагоги дополнительного образования в основной массе не готовы к работе с особыми категориями учащихся в дополнительном образовании. Педагогические работники не имеют специальных знаний в области коррекционной педагогики, не владеют специфическими методиками, многие работают, опираясь на интуитивный опыт, используя личностно-ориентированный подход.
Проведенная во время конференции аналитическая и экспертная работа, анализ лучших педагогических практик, сложившихся в Пермском крае, позволяет выступить со следующими рекомендациями:
- Организовать в регионе систематическое обучение педагогов дополнительного образования по работе с детьми ОВЗ в рамках программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
- Содействовать доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ, в том числе в труднодоступных и малонаселенных территориях, способствовать развитию дополнительного образования посредством дистанционных образовательных технологий.
- Создать базу методических материалов, учебных пособий и практических разработок для работы с особыми категориями учащихся в системе дополнительного образования.
- Продолжить практику проведения профессиональных конкурсов педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.
- Поддерживать лучшие практики развития, воспитания и социализации детей, сложившиеся в дополнительном образовании региона, совершенствовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Создать информационный ресурс, который аккумулировал бы все информационно-методические материалы по организации и развитию системы дополнительного образования для детей с ОВЗ.