Виртуальная выставка «Балет Щелкунчик как символ новогоднего настроения» : к 130-летию балета «Щелкунчик»

20.12.2022

 


Каждый год зимой перед наступлением праздника тысячи людей создают себе новогоднее настроение. Как  же они это делают? Они посещают любимый балет «Щелкунчик», который весь пропитан новогодним настроением и волшебством. Он словно вкуснейший слоеный торт,  который с каждым слоем восхищает все больше. Так и балет с каждым новым действием расцветает все ярче и удивляет все больше. Сложно сказать, что в этом балете прекрасней всего- игра актеров, их танец или неповторимая музыка  П. И. Чайковского? Определенно можно сказать одно -  все вместе это вызывает неутихающий восторг у аудитории и согревает радостью души людей холодной зимой.

Сейчас «Щелкунчик» ассоциируется у нас с яркими красками праздника, нарядными костюмами, духом Рождества и прекрасным творчеством П. И. Чайковского, но нам даже сложно представить что этот балет  мог получать «разгромные» рецензии в которых его называют посредственным.

Есть множество интересных фактов о «Щелкунчике», которые удивляют и  о которых многие даже не догадывались.

Впервые «Щелкунчик» был поставлен на сцене Мариинского театра 6 декабря 1892 года вместе с «Иолантой». Причем опера  «Иоланта» была встречена восторженно в отличии от балета. Его называли «скучноватым», «безвкусным» это относилось как к самой постановке так и к музыке Петра Ильича. «Опера и балет имели вчера большой успех... Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши», – писал Чайковский брату Анатолию.

По-настоящему новаторство «Щелкунчика» было оценено лишь в начале 20 века в свете развития хореографического искусства. Именно с того времени «Щелкунчик» прочно утверждается в репертуаре отечественных музыкальных театров. Балет «Щелкунчик» отличается от всех произведений Чайковского тем, что в балете впервые прозвучала челеста – музыкальный инструмент, привезенный из Парижа по просьбе композитора.