Чебыкина Татьяна Ивановна

Чебыкина Татьяна Ивановна - доцент кафедры НИ и ОД

Профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования

Доцент
Лауреат Международного конкурса

СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ

Ф.И.О.

Чебыкина Татьяна Ивановна

Структурное подразделение

Кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования

Занимаемая должность (должности)

Профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования

Преподаваемые дисциплины
  • Изучение концертного репертуара
  • Ансамбль
  • История исполнительского искусства
  • История исполнительского искусства
  • Методика обучения игре на инструменте
  • Методика работы с оркестром
  • Производственная практика (исполнительская практика)
  • Производственная практика (преддипломная
  • практика)
  • Производственная практика (научно-исследовательская работа)
  • Музыкальное исполнительство и педагогика
  • Производственная практика (педагогическая практика)
  • Современное исполнительство на народных инструментах
  • Методика преподавания профессиональных дисциплин

 

Уровень образования

Высшее, специалитет

Наименование направления подготовки и (или) специальности
Домра
Квалификация
Концертный исполнитель, преподаватель, дирижер оркестра народных инструментов.
Учёная степень
Учёное звание
Доцент
Почётное звание
Лауреат Международного конкурса
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке
  1. 1983 г. (10 ноября по 30 декабря) – повышение профессиональной квалификации по специальности «Народные инструменты». Ленинград, Россия, Государственный институт культуры им. Н.К. Крупской (Удостоверение).
  2. 1984-1987 гг. – обучение в ассистентуре-стажировке при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского по специальности «Домра».
  3. 2002 г. – повышение профессиональной квалификации по специальности «Инструментальное исполнительство» в количестве 96 академических часов в рамках Международных курсов им. С. Рахманинова. Тамбов, Россия (Удостоверение).
  4. 2003 г. – повышение профессиональной квалификации по классу гитары в количестве 74 часа. Пермь, Россия, Учебно-методический центр (Удостоверение).
  5. 2007 г. – повышение профессиональной квалификации по специальности «Инструментальное исполнительство» в количестве 72 часов в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, Россия (Свидетельство).
  6. 2009 г. – повышение профессиональной квалификации по теме: «Авторская методика преподавания игры на гитаре» (72 часа). Автор курсов – композитор, заслуженный артист России, профессор В.В. Козлов (Удостоверение). 
  7. 2012 г.  – повышение профессиональной квалификации в Центре непрерывного художественного образования ФГБОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры» по теме «Сохранение и развитие традиций исполнительства на русских народных инструментах (домра, балалайка)» в объёме 72 часа (Удостоверение).
  8. 2013 г. – курсы повышения квалификации при КГАОУ ДОД КЦХТУ «Росток» (г. Пермь) по теме: «Методика преподавания по классу гитары в ДМШ и ДШИ (от Ренессанса до наших дней)» в объёме 72 часа (Удостоверение).
  9. 2013 г.  – курсы повышения квалификации в ФГБОУ «ПГАИК» по программе  «Эффективная методика обучения игре на гитаре: от аккомпанемента до соло» в объёме 72 часа (Удостоверение).
  10. 2014 г.  – ФГБОУ ВПО Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки, факультет дополнительного образования и повышения квалификации по теме: «Проблемы совершенствования музыкального образования. Народные инструменты. Гитара» в объёме 72 часа (Удостоверение).
  11. 2014 - 2015 г. –  Профессиональная переподготовка  в ФГБОУ ВПО «Пермская государственная академия искусства и кудьтуры» по направлению Музыкально-инструментальное искусство 073100 Профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов — гитара)».
  12. 2015 г. – Программа повышения квалификации "Реализация образовательных программ в современных условиях" (ФПК, ПГАИК, 72 часа, Удостоверение).
  13. 2016. «Организация работы в учебно-творческом коллективе» (ФПК ПГИК, 72 часа, Удостоверение № 165).
Общий стаж работы
39
Стаж работы по специальности
39
Научно-исследовательские интересы
История, педагогика, психология, методика.
Публикации
  1. Формирование образного мышления домриста в художественно-эстетической системе знаний. Культура.  Искусство. Человек: Сб. науч. ст., тез. докл. и сообщ. науч.- практ. конф. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры (ПГИИК). – 1994. – С. 85 – 87.
  2. Развитие образного мышления как фактора музыкально-эстетического воспитания учащихся. Актуальные проблемы воспитания и образования детей и юношества: Сб. науч. ст., тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК – 1995. –  С. 11 – 13.
  3. Профилактика профессиональных заболеваний правой руки домриста. Культура. Искусство. Человек: Сб. науч. докл., ст., тез. докл. и сообщ. Т.2. – Пермь: ПГИИК. – 1995. – С. 120 – 123.
  4. Из истории исполнительства на народных инструментах в Пермской области. Музыкальная культура Прикамья: творчество, исполнительство, педагогика:  Сб. ст., тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК. – 1996. – С. 1 – 6.
  5. Barashkova E.V. Relationships between ‘long’ and ‘short’ emotional preferences in musical performance / Dorfman, L., Chebikyna, T.// XIV Congress of the International Association of Empirical Aesthetics. Abstracts.- Prague, 1996, pp. 107–108 (в соавторстве).
  6. Исполнительство на народных инструментах в Пермской области (1940-90-е годы). Русский народный оркестр: история, исполнительство, муз. педагогика: Сб. докл. и сообщ. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию Перм. обл. орк. русск. нар. инстр. – Пермь: ПГИИК. – 1997. – С. 23 – 28.
  7. «Дальние» и «короткие» эмоциональные .предпочтения в музыкальном исполнительстве. Совершенствование преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузах искусств и культуры: Сб. тез., докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК. – 1997. – С. 95 – 98. (в соавторстве Барашкова Е.В., Дорфман Л.Я.).
  8. Эмоциональные предпочтения музыкантов-исполнителей (статья на англ. яз.) Эмоции, творчество искусство : Докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 16-19 сентября,  – 1997. –   С. 275 – 300 (в соавторстве Барашкова Е.В., Дорфман Л.Я.).
  9. Особенности «длинных» и «коротких» эмоциональных предпочтений музыкальных исполнителей. Эмоции, творчество, искусство: Тез. докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 16-19 сентября, – 1997. – С. 7 – 8. (в соавторстве Барашкова Е.В., Дорфман Л.Я.).
  10. Из опыта работы над крупной формой в классе домры. Совершенствование образовательных процессов и технологий в вузе искусства и культуры накануне ХХI века. Часть 2. – Пермь: ПГИИК, – 2001. – С. 100 – 102.
  11. О некоторых особенностях работы над произведением крупной формы в классе домры. 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале: Тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК, – 2002. – С. 58 – 61.
  12. Психологические особенности управления исполнительским аппаратом в период подготовки к концертному выступлению. Образование в культуре и Культура в образовании: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Ч. 2. – Пермь: ПГИИК – 2003.  – С.128 – 132.
  13. Роль волевой подготовки у студентов-исполнителей на народных инструментах в ВУЗе искусства и культуры. Учебный процесс в вузе искусства и культуры: организационные и научно-методические проблемы: Материалы науч. – метод. конф.: в 2-х ч.Ч. 1. Образовательные технологии в подготовке специалистов для сферы искусства и культуры. – Пермь: ПГИИК. – 2004. – С. 91 – 96.
  14. Пермский русский народный оркестр – эффективное средство профессионального роста студентов и выпускников музыкальных вузов. Художественное образование: инновации и традиции: в 2 ч. Материалы Всероссийской науч.- практ. конф. – Ч.2. – Пермь: ПГИИК. – 2004. – С. 128 – 131.
  15. Прикамский феномен: Пермский русский народный оркестр [монография]. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. – 100 с.
  16. Интонирование на домре – путь к совершенству исполнительского мастерства. Региональная художественная культура: творчество, исполнительство, образование: материалы Всерос. науч.-практ. конференции. – Пермь: ПГИИК. – 2008. – С.197-200.
  17. Пермский русский народный оркестр – эффективное средство профессионального роста студентов и выпускников музыкальных вузов. Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России: сб. науч. трудов. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – С.235-240.
  18. Исполнительство на народных инструментах как часть культуры. Вестник ПГИИК : науч.- практ. журнал. – 2011. – № 11. – С. 168-178.

Учебно-методические работы:

  1. Специальный класс домры: Программа для вузов искусств и культуры по специальности № 500900 «Инструментальное исполнительство». Рекомендовано к изданию Ученым советом ПГИИК. Пермь: ПГИИК – 1995. – 25 с.
  2. Программа технического зачёта по специальности «Домра» № 500900 «Инструментальное исполнительство». Рекомендовано к изданию Ученым советом ПГИИК. Пермь: ПГИИК. – 1996. – 20 с.
  3. История исполнительства на русских народных инструментах (учебная программа и методические рекомендации). Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом ПГИИК. Пермь: ПГИИК. – 2003. – 44 с.
  4. Программа и Практическое приложение к программе «Специальный инструмент домра» для вузов искусства и культуры по специальности № 050904  «Инструментальное исполнительство» / Сост. Е. В. Барашкова, Т. И. Чебыкина; ПГИИК.– Пермь 2004. – 68 с.
  5. Программа «Специальный инструмент домра» для вузов искусства и культуры по специальности № 053002 «Народное художественное творчество» / Сост. Е. В. Барашкова, Т. И. Чебыкина, Э. Р. Хадиуллина; ПГИИК.– Пермь 2004. – 50 с.
  6. Специальный инструмент  (домра) : учеб. пособие для самостоят. работы студентов вузов искусств и культуры по специальности «Народное художественное творчество» 053000 / Е.В. Барашкова, Т.И. Чебыкина; Пермь: ПГИИК. – 2005. – 153 с. Рекомендовано Советом УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
  7. История исполнительства на русских народных инструментах [учебник]. Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Пермского государственного института искусства и культуры. Пермь: ПГИИК. – 2011. – 390 с.
Другие сведения

В ПГИК работает с 1982 г. по распределению Министерства культуры РСФСР после окончания Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. В 1987 году окончила ассистентуру-стажировку при Уральской государственной консерватории. Татьяна Ивановна разрабатывает и читает студентам курсы «История исполнительского искусства», «Методика обучения игре на инструменте». Преподаёт следующие дисциплины: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Родственный инструмент», «Педагогическая практика».

Чебыкина Т.И. выступала с сольными программами в Свердловске, Перми, Глазове, Буе, Краснотурьинске и городах Пермского края.  Более 25 лет является артисткой оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии. Неоднократно являлась членом состава жюри Межрегиональных конкурсов исполнителей на народных инструментах в г. Перми, краевых и городских фестивалей и конкурсов искусств детей и юношества. На курсах повышения квалификации (секция домры и балалайки ДМШ и ДШИ) читает методические сообщения и проводит открытые уроки со студентами высших и средних музыкальных заведений, учащимися ДМШ и ДШИ.

За активную концертную деятельность неоднократно награждалась Благодарностями департамента культуры и искусства администрации Пермской области и ректората ПГИИК, имеет «Благодарность» Министра культуры РФ за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу. Становилась лауреатом конкурса «Путь к вершинам», имеет диплом «За высокое педагогическое мастерство».

Выпускники Т. И. Чебыкиной преподают в музыкальных колледжах и школах Уральского региона, Кировской области и городах ближнего зарубежья, играют в профессиональных оркестрах и ансамблях.

Дата последнего обновления: 2.03.2021