Дорфман Леонид Яковлевич

Дорфман Леонид Яковлевич

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Доктор психологических наук
Профессор

СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ

Ф.И.О.

Дорфман Леонид Яковлевич

Структурное подразделение

Кафедра гуманитарных дисциплин

Занимаемая должность (должности)

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Преподаваемые дисциплины
  • Психология
  • Информационные технологии в образовании
  • Концепция метаиндивидуального мира
  • Концепция полимодального Я
  • Педагогика и психология высшей школы
Уровень образования
Высшее, специалитет
Наименование направления подготовки и (или) специальности
Физическое воспитание
Квалификация
Учитель физического воспитания средней школы
Учёная степень
Доктор психологических наук
Учёное звание
Профессор
Почётное звание
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке
  • Курсы повышения квалификации Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ – 1985 г.)
  • Культурология в образовании: соврем. подходы (Пермский государственный институт культуры, 2016 г., 72 часа, удостоверение)
  • Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации программ высшего образования (Пермский государственный институт культуры , 2016 г., 36 часов, удостоверение)
  • Цифровые технологии и мультимедиаконтент в практике высшей школы (Пермский государственный институт культуры, 2022 г., 36 часов, удостоверение)
Общий стаж работы
47
Стаж работы по специальности
41
Научно-исследовательские интересы
Метаиндивидуальная психология искусства и творчества
Публикации
  1. Каузальный плюрализм и психология / Л. Я. Дорфман // Мир психологии, 2014. – № 4. – С. 230-246. (ВАК)
  2. Метаиндивидуальная модель дисциплинированности (на материале исследования курсантов военного вуза МВД) / Л.Я. Дорфман, В.Н. Лядов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2015. − Т. 8. № 1. − С. 17−28. (ВАК)
  3. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций / Л. Я. Дорфман // Психологический журнал, 2015. – Т. 36. № 1. – С. 81-90. (Scopus)
  4. Связь дисциплинированности с Я-концепцией курсантов военного вуза МВД России / Л.Я. Дорфман, В.Н. Лядов // Педагогическое образование и наука, 2015. – № 3. − С. 125−129. (ВАК)
  5. Divergent thinking and differential focusing of perceptual attention in visual serial search tasks / L. Dorfman, V. Gassimova // Learning and Individual Differences, 2015. 44. –  P. 25–32. (Scopus)
  6. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира / Л.Я. Дорфман // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2016. – №13(1). – С.98-136. (Scopus)
  7. Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 1. / Л.Я. Дорфман // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», 2016. – Т.9 – №1. – С.5-16. (ВАК)
  8. Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 2. / Л.Я. Дорфман // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», 2016. Т. 9 – № 2. С. 5–13. (ВАК)
  9. Креативное ментальное поле, дивергенция и вариативность / Л.Я. Дорфман // Психологический журнал, 2016. – №37 (1). – С.26-34. (Scopus)
  10. Психологическое пространство и пространство Я-концепции. Сообщение 1. Общие представления о психологическом пространстве и пространстве Я-концепции / Дорфман Л. Я.  // Мир психологии, 2017. − № 2 (90). − С. 124−134. (ВАК)
  11. Психологическое пространство и пространство Я-концепции. Сообщение 2. Математический подход к исследованию субъективного пространства и пространства Я-концепции / Дорфман Л. Я. // Мир психологии, 2018. № 1 (93). − С. 218−229. (ВАК)
  12. Дивергентная креативность в дуальном формате. Сообщение 1. Введение понятия дивергентной креативности  /  Дорфман Л. Я.  // Мир психологии, 2018 − № 4 (96). − С. 250−258. (ВАК)
  13. Дивергентная креативность в дуальном формате. Сообщение 2. Эмпирические свидетельства о дивергентной креативности / Дорфман Л. Я. // Мир психологии, 2019 − № 2 (98). − С. 255−266. (ВАК)
  14. Черты личности и Я-концепция как предикторы интеллекта /   Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю., Мишкевич А. М. // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 364-372. (ВАК)
  15. Системная интеграция как вектор развития психологии интегральной индивидуальности / Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе / Под ред. Т. В. Белых, Г. В. Грачева. Саратов: Наука, 2021. С. 70-75. (РИЕЦ)
  16. Четырехфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический анализ / Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 53-74. doi: 10.17223/17267080/75/4 (Scopus)
  17. Представления Я. А. Пономарева о психофизической проблеме / Дорфман Л. Я.  // Психологический журнал, 2021. Т. 42. № 1. С. 16-25. DOI  10.31857/S02059592001.3323-1  (Scopus)
  18. Концептуальный и психометрический анализ опросника «Где Я» для измерения субъективного пространства / Дорфман Л. Я., Гасимова В. А., Калугин А. Ю. // Сибирский психологический журнал, 2021, № 80, С. 30-52. doi: 10.17223/17267080/80/2 (Scopus, WOS)
  19. Индивидуально-­интеллектуальные предпосылки образовательного капитала студентов (на материале гуманитарных специальностей) / Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2021. № 3. С. 175-196. (ВАК), WOS)
  20. Системная интеграция индивидуальности человека / Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 176 с. (монография)
  21. Индивидуально-интеллектуальные интеграции человека / Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. – 279 с. (монография)
  22. Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. Кросс-теоретические и эмпирические интеграции // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т 32, № 3. С. 275-286. (ВАК)
  23. Дорфман Л. Я., Курочкин Е. А. Интегративный подход, 4-факторный Опросник самодеструкции личности и его психометрические характеристики. Сообщение 1. Локализация и интеграция самодеструкции // Российский девиантологический журнал, 2022, № 2, С. 151–163. doi: 10.35750/2713-0622-2022-2-151-163. (ВАК)
  24. Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. Индивидуально-интеллектуальная модель академических достижений студентов (на материале гуманитарных специальностей) // Психологическая наука и образование, 2022. Т. 27. № 4. C. 68-76 doiI: https://doi.org/10.17759/pse.2022240407 (Scopus, WoS, ВАК)
  25. Subjective phenomena as quantity and measurement / L. Dorfman, V. Petrov // European Journal of Scientific Research, 2016. – №1(13). –P. 253 – 275. (Scopus)
  26. A meta-individual perspective in personality studies / L. Dorfman, E. Barashkova // Australian Journal of Education and Science, 2016. – №1 (17). – P.304-314. (Scopus)
  27. Affective Meaning of Pronouns in a Russian Sample / L. Dorfman // Journal of Literature and Art Studies, 2016. Т. 6. – №9. – P.1042-1055. (Scopus)
  28. Integrative Explorations of the Creative Mind / Dorfman L., Machotka P., Petrov V. (Eds.). Cambridge Scholars Publishing. (UK), 2019. 313 p. (монография)
  29. Mental space and divergent thinking: A preliminary discourse and empirical evidence / Dorfman L., Gassimova V., Kovaleva G. // Dorfman L., Machotka P., Petrov V. (Eds.), Integrative Explorations of the Creative Mind. Cambridge Scholars Publishing. (UK), 2019. pp. 210−246. (ВАК)

 

Другие сведения

Тема докторской диссертации: «Эмоциональные стили (на материале художественно-творческой деятельности) (1994)

Член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Минобрнауки РФ

Профессор международного института дифференциальной психологии (Берлин), директор Международного совета психологов (Нью-Йорк, 1998-2001).

Член редакционных коллегий научных журналов: Музыкальное искусство и образование (Москва); Образование и наука (Екатеринбург); Journal of Psychology and Psychotherapy Research (Italy). Приглашенный редактор трех специальных выпусков психологических журналов в США.

Опубликовал 510 научных работ, в том числе 10 монографий, 22 главы в коллективных монографиях, 43 статьи в журналах из списка ВАКа, 27 статей в журналах из списка SCOPUS и WOS. Проф. Л. Я. Дорфман опубликовал книги в США и Великобритании, статьи в научных журналах и сборниках научных трудов в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Израиле, Болгарии, Словакии, Китае, Пакистане. Он ответственный редактор 17 сборников научных трудов. Читал лекции в Италии и США. Выступал с докладами на научных конференциях в Австралии, Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Израиле, Италии, Канаде, США, Франции. Под научным руководством проф. Л.Я. Дорфмана защищено 11 кандидатских диссертаций. Количество цитирований (РИНЦ) - 3261, в т.ч. 112 в зарубежных журналах. Индекс ХИРШ 20.

Л. Я. Дорфман принадлежит к научной школе В. С. Мерлина – Б. А. Вяткина. Л. Я. Дорфман разработал оригинальные концепции метаиндивидуального мира, эмоциональных стилей, Я-концепции, креативности.

Лауреат премии имени Мерлина I степени Пермской области за серию работ по теме «Личность, креативность, искусство» (2002), лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2005 и 2022 г.

Соруководитель международного проекта «Эмоции в искусстве» (1991–1992) (головное учреждение — Пермский государственный институт искусств и культуры), Российско-Американского проекта «Эмоции в искусстве: Российские и Западные традиции и подходы, теоретические и эмпирические исследования» (1995–2000) (головное учреждение — Пермский государственный институт искусств и культуры; соисполнители — Государственный институт искусствознания, факультет психологии МГУ, Мэнский университет, США, Калифорнийский университет, Санта Круз, США, Торонтский университет, Канада).

Информация о научных достижениях проф. Л. Я. Дорфмана публиковалась в библиографических справочниках «Известные русские», 16-м международном издании «Кто есть кто в мире» (1999) и «Кто есть кто в России» швейцарского издательства Хибнерс (2009), Международном директории признанного лидерства за вклад в развитие мировой психологии, подготовленном Американским биографическим институтом (1999), «Награда за достижения в 21 веке (2001, Кэмбридж, Англия).

 

Дата последнего обновления: 22.09.2022